Священники о Рождественском посте

 

28 ноября для всех православных христиан наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.

 


Новости Московской Патриархии
09.12.2019 20:05
Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил Донской ставропигиальный монастырь в Москве
09.12.2019 19:47
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии передачи учебного оборудования для нужд православной гимназии Калининграда
09.12.2019 19:24
Митрополит Крутицкий Ювеналий совершил чин великого освящения Покровского храма в подмосковной деревне Еганово
09.12.2019 18:58
Святейший Патриарх Кирилл возглавил собрание духовенства Калининградской митрополии
09.12.2019 17:43
В Сургуте открылся 21-й мультимедийный исторический парк «Россия — моя история»
09.12.2019 16:48
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Николаевском кафедральном соборе Нежина
09.12.2019 16:47
Митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию по случаю престольного праздника Екатерининского монастыря в Видном
09.12.2019 15:55
В Минской духовной семинарии состоялись XII чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко)
09.12.2019 15:10
В Риме прошли торжества по случаю 10-летия со дня великого освящения храма великомученицы Екатерины
09.12.2019 13:53
Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон возглавил симпозиум в ПСТГУ, посвященный жизни Православной Церкви в Америке
Поделиться в соцсетях:

13 ИЮЛЯ СОБОР СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12 АПОСТОЛОВ ХРИСТОВЫХ

12 июля 2019 г. Просмотров: 81
православный портал Азбука

Древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67).

 


Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.

ТРОПАРЬ
Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем вас, святии дванадесяточисленнии апостоли, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

КОНДАК
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.



Молитва святым апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канон святым славным и всехвальным Двенадцати Апостолом
глас 4
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Творение кир Феофана

Песнь 1
Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовал Исраиль, крестообразныма моисеовыма рукама амаликому силу в пустыни победил есть.

Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас.

Божественнии утешителя органи, возглашающии сего божественными всегда дохновеньми, воспеша песнь нам, яко воистину спасительную, благославнии христовы апостоли.

На одре лености слежаща, и в смерти греховной недугом душевным люте истаема, посещения мя, славнии христовы самовидцы, сподибите.

Слава: Иже словом безсловесие разрешивше языком, апостоли, от безсловесных деяний люте омраченное средце мое, утешителя благостию просветите, апостоли.

И ныне, богородичен: Дева по рождестве нетленна пребыла еси, нас ради явльшагося на земли паче Слова рождшая, егоже прилежно моли просветити душы нашя.

Песнь 3
Ирмос: Веселится о Тебе церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Град Твой, Боже, словесных рек Твоих течения ученик, Владыко, священно возвеселяют.

Граждане небеснии, сослужебницы мысленным чином, всеславнии апостоли, всякия нас скорби избавите.

Слава: Утвердивый, Христе, словесная Твоя небеса, утверди мя тех молитвами, на камени Твоих хотений, яко благоутробен.

И ныне, богородичен: Яко мати Тя молит, с ликом ученик, Господи, яже Тебе чисто родившая: даруй нам милости Твоя.

Песнь 4
Ирмос: Вознесена Тя видевши церковь на кресте, солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Навел еси на море кони Твоя избранныя, человеколюбче, зловерия воды возмущающыя, и всем разум Твой истинный возвещающыя.

Звезды, просветивше благочестием мысленную твердь церковную, славнии апостоли, от нощи неведния и прегрешений избавите мя.

Слава: Явльшеся якоже стрелы изъощрени, апостоли, вражия разжженныя стрелы злобы моея ныне угасите, и помышление мое утвердите.

И ныне, богородичен: Душу мою огорченную ядом, сопротивнаго угрызением, действенным врачеванием исцели, молитвами, Христе, рождшия Тя, и священных апостол Твоих.

Песнь 5
Ирмос: Ты, Господи мой, свет в мир пришел еси, свет святый, обращаяй из мрачна неведения, верою воспевающыя Тя.

Лозы животныя, процветающе гроздие, напоиша всех вина мысленнаго веселия, славнии апостоли.

К свету заповедей божиих наставите, апостоли, иже во тьме душевнаго уныния безумно пребывающыя.

Слава: Избавите нас душевных прегрешений, исуда будущаго, и тли, и бед, аопстоли блаженнии.

И ныне, богородичен: Спаси мя, Боже, яко человеколюбец, спаси мя мольбами неизреченно Тебе родившия, и всех божественных апостол Твоих.

Песнь 6
Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.

Пастыря добраго богоизбранныя овчата, разсеянная по миру, воклов всяко зверство во овчую кростость верою преложиша.

Божественнаго рая древеса доброплодная, преокаянныя души моея всенеплодство, во благоплодие добродетельнаго нрава приведите, апостоли.

Слава: Уязвен бых сластей оружием, и умрох: иже от Христа приемше, славнии, благодать воскрешати мертвыя, умерщвленную окаянную мою душу оживите.

И ныне, богородичен: Устави души моея свирепую бурю, Боже всех щедрый, мольбами рождшия Тя Богородицы, апостол же и мученик Твоих.

Кондак, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине сведый сердечная.

Песнь 7
Ирмос: В пещи авраамстии отроцы пресидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Крепостию всесвятыя проповеди, нелестнии апостоли христовы, прелести зиму разрушисте, и просветисте богоразумием верных мудрование.

Миро благоуханное источающе всегда, божественнии ученицы, мира умнаго благовония притекающих к вам исполните, и злосмрадныя страсти отжените.

Слава: Растлевшаго мя плотскими безместии, Слова нетленнаго славнии ученицы, спасите мя поюща: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

И ныне, богородичен: Лик ангельский, лик мученик и апостол Твоих, Слове, молят всегда многое благоутробия Твоего, человеколюбче: всех ущедри Богородицею, яко благоутробен.

Песнь 8
Ирмос: Руце распростре Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелю препоясавшеся, благочестия рачители отроцы взывающе: благословите, вся дела господня, Господа.

Уста огневдохновенная христова, иже бездверная уста заградивше, и спасительное проповедание повсюду разсеявше, от уст волка мысленнаго избависте вопиющыя: вся дела, Господа пойте, и превозносите его вовся веки.

Вострубите окрест моея умерщвленныя души, благогласныя трубы христовы, апостоли славнии, и от гроба отчаяния и уныния лютаго сию воздвигните, во еже пети: вся дела, Господа пойте, и превозносите его во вся веки.

Слава: Мене, законы Твоя, Христе, поправшаго ума развращением, мене, Владыко, блуднаго, во глубину поползшася, и обычаю лукавому присно работающа, не презри, учеников Твоих мольбами.

И ныне, богородичен: Марие, госпоже всяческих, обладаема мя от змия и согрешающа всегда, свободи молитвами твоими, и поработи Христу, в житии чисте воспевати: вся дела, Господа пойте, и превозносите во вся веки.

Песнь 9
Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы тебе, дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый растоящаяся естества: тем веселящеся, тя, Богородице, величаем.

Камение избранное положеннаго во главу угла камене, создасте всех верных сердца, каменем веры, вражия создания, апостоли, развергше.

Решити и вязати от Христа приемше власть, разрешите зол мои соуз, и к любви божией привяжите, и царствия причастника божественнаго соделайте, апостоли.

Слава: Божественнии владыки облацы, изсохше мое сердце всяким лукавым деянием, божественными тучами ныне напойте, и плодоносно покажите, апостоли богоблаженнии.

И ныне, богородичен: Со святыми ангелы, с божественными апостолы, со славными мученики, твоего моли сына и Бога, Богородительнице пречистая, от бед избавити душы нашя.

Молитва
Владыко Господи, Твой есть день и Твоя есть нощь, Тебе вся тварь работает, и всякое дыхание славит Тя: аз же окаянный, все житие мое скончав блудно, страхом одержимь есмь, яко помянух дни первыя, и до неные, в няже вся безместная сотворих злая: и того ради не имам к Тебе дерзновения, яко беззакония моя велика, и безмернии греси мои, врази же всегда стужают ми. Но, Господи мой, Господи, отверзый устне немому, и моя уста отверзи, да глаголю в молитве угодная Тебе: се бо душа моя яко земля безводная оста, и не может прносити о себе плода: но даждь ми от семене святаго Твоего Духа, и напой мя росою благодати Твоея, да принесу Тебе плод покаяния. Господи Иисусе Христе, хотяй всем человеком спастися, услыши молитву мою, молитвами святых апостол Твоих, яко тии молятся за ны, и аз теми у Тебе прошу прощения, яко тех молитвы присно послушаеши: молением их спаси мя грешнаго, исцели болезни сердца моего, уврачуй струпы души моея, разжзи утробы моя пламенем страха Твоего, да пояст терние грехов моих, и душу мою любовию прохлади: к Тебе бо желаю, истинному свету и подателю света, у Тебе единаго прошу милости, спаси мя: насыти алчущую, и напой жаждущую душу мою, от потока безчисленнаго милосердия Твоего: покрый мя благодатию Твоего человеколюбия от всякаго зла, да Тобою хранимь, избавлюся многих сетей лукаваго, по вся дни на мя пропинаемых, и да не похвалятся врази мои о мне рабе Твоем, уповающем на Тя: спаси мя по милости Твоей, да воздам обеты моя, до последняго издыхания каяйся о своих согрешениих, и прославлю пресвятое имя Твое, со Отцем и святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.



протоиерей Григорий Дьяченко

Собор святых апостолов.



(Краткие сведения о святых апостолах и уроки из их жизни – подражание св. апостолам в последовании за Христом).

I. В день собора святых славных и всехвальных апостолов побеседуем о св. апостолах. Так как не все достаточно знают в честь кого мы празднуем, то мы думаем предложить вам ныне краткую беседу о святых апостолах вообще, и именно скажем: 1) кто были святые апостолы, 2) сколько их было, 3) что они сделали для святой нашей веры и для верующих, 4) как они окончили святую жизну свою и 5) в чем мы должны подражать им.

II. а) Кто же были святые апостолы? Название – апостол означает посланника, слугу, – и святые апостолы были посланниками Иисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всех к И. Христу и больше всех слушали Его святое учение. Спаситель наш избрал их на служение людям, когда Сам выступил на общественное служение роду человеческому, – за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть миру Свое всемогущество, Спаситель избрал их почти всех из бедного и незнатного рода; по происхождению, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей) – а некоторые, хотя были и более знатного рода, но потом предпочли бедность и безславие мирскому богатству и суетной славе. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и все свое имущество и неотлучно следовали за И. Христом. По повелению своего Божественного Учителя они проповедывали по городам и весям, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания. За то, как ближайшие ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенных бесед с Ним о тайнах царствия Божия, до времени скрываемых от народа; за то, как усердные слуги Христовы, они были удостоены от Него и особенной благодатной силы, которая почивала на них преизобильно, – были удостоены чудотворений. А по вознесении Господа на небо, в Пятидесятницу, они прияли в виде огненных языков Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потом дело своего служения до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небе, окружают престол Божий, – а на страшном суде Христовом, возседая на двенадцати престолах, будут вместе со святыми судить нас и всех людей. Вот кто были свв. апостолы!

б) Сколько же их было? Из святого евангелия видно, что Спаситель наш сначала избрал, по числу колен израилевых, двенадцать апостолов, которых посылал по два на проповедь; потом, видя, что жатва многа, а делателей мало, Он избрал еще 70 учеников и их также посылал на проповедь (Лук. 10, 1, 2). Не передает нам святое евангелие имен всех этих 70 апостолов, но передает имена избраннейших 12 апостолов. «Взыде Иисус на гору», замечает св. евангелист Марк, «и призва их же хотяше Сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги, и пропрогоняти бесы и нарече Симону имя Петр: и Иакова Зеведеова, и Иоанна брата Иакова: и нарече има имена Воанергес, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова. и Фадеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотскаго, иже и предаде Его»(Мар. 3, 13, 20). На место Иуды предателя, по вознесении Господа на небо, апостолы, после молитвы, избрали Матфия, «вергше жребий». Чрез несколько времени, после сошествия Св. Духа на апостолов, к лику апостольскому был чудесным образом призван Господом и великий из апостолов, апостол Павел.

в) Не много было учеников Христовых: но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мир и утвердили основанную Христом церковь, послуживши для нея как бы основными камнями, «сущу краеугольну Самому И. Христу. Во всю землю изыде вещание», по словам церкви, «и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовал евангелия царствия какой-нибудь из апостолов. Страны: Палестина, Сирия, Месопотамия, Понт, Галатия, Каппадокия, Пергам, Вифиния, Иллирия, Италия, Скифия, Фракия, Греция, Армения, Индия, Мидия, Персия, Парфия, Египет, Эфиопия, Британия, и др. были оглашены их учением, поддерживаемым чудесами.

Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нужд и бедствий во время своего благовествования языческим народам; по словам св. апостола Павла, «инии из них избиени быша, неприемше избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею; камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убииством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении». (Евр. 11, 36, 37). С такими страданиями распространяя учение Христово устно и письменно при жизни, они и до ныне учат мир своими писаниями, которыя оставили нам, как драгоценное наследство. Писания эти заключены в книгах, под именем книг Нового Завета, или святого евангелия и апостола, чтения из которых вы почти каждый раз слышите при богослужениях.

г) Св. богодухновенное учение апостолов было запечатлено их святою кровию. Все почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостол Андрей первозванный, проповедывавший святое евангелие и нашим предкам, был распят на кресте; Иаков Зеведеев был обезглавлен; Варфоломей, после жесточайших мучений, скончался от меча; Фома прободен копием; Матфей умер также мученически; Иаков Алфеев умер на кресте; Иуда Иаковлев был повешен на древе крестном и разстрелян; повешен был на кресте и Симон Кананит. Только один святый евангелист Иоанн Богослов скончался мирно, хотя при жизни и он испытал тяжкие страдания за Христа, напр., его мучили в кипящем масле, и кроме того, некоторое время его томили в заточении. Святые первоверховные апостолы – Петр и Павел также, как мы знаем уже, окончили свою жизнь мученически: апостол Петр был повешен на кресте стремглав, а ап. Павел был усечен в главу, как гражданин римский.

III. Мы предложили ныне вам, братия мои, рассказ о святых апостолах Христовых для того, чтобы вы, припоминая их особенную близость ко Господу, великие болезни и труды их на пользу святой веры нашей и страдальческую их кончину, всегда воспоминали о них с горячею любовию и с святым благоговением, и старались по мере ваших сил подражать им если не в апостольской деятельности, которая не для всех назначена, то во всяком случае «в последовании за Христом» по примеру свв. апостолов.

Апостолы, как мы знаем, оставивши для Христа свое занятие, оставили и те предметы, которые неразлучно были связаны с этими занятиями. Вот в этом-то и нужно нам подражать апостолам. Есть и у вас в жизни многое такое, что с свободным служением Христу совместить нельзя, что подавляет, стесняет дух наш и на дает ему возноситься к духовному и небесному. Что же это?

Это, во-первых, «излишняя попечительност житейская», когда люди в мирские заботы погружаются всем существом своим – до забвения высших потребностей души, до того, что ими заняты бывают день и ночь, от них не могут освободиться и в храме, и во время молитвы.

Это, далее, «страсть к стяжаниям», когда приобретения ставят целию свой жизни, земные прибытки ставят выше всего, для корысти забывают обязанности христианския, считая ни во что нарушение праздников, опущение богослужения церковного и пренебрежение к молитве домашней.

Это еще «жажда удовольствий», когда не знают ни меры, ни времени для них, не разбирают свойства их, когда об удовольствиях только и думают и говорят, для них одних желают и жить, когда на них употребляют большую половину достояния своего. Вот что особенно опасно в нынешнее время. Это-то более другого опасное и должны мы оставить, подражая апостолам.

Они, оставивши сети и корабль, свободно стали следовать за Христом. И мы свободно пойдем за Ним, если оставим все земныя пристрастия. Корабль, освободившийся от тяжелаго груза, легко несется по волнам морским. Птица, освободившаяся от сетей птицелова, легко взлетает к верху. Также легко к самому престолу Вседержителя будет возлетать наш дух, освободившийся от многопопечительности земной и от пристрастия к греховным удовольствиям. (Сост. по кн. прот. П. Троцкаго: «Поучит. чтения на каждый день года», т. 1. 216–218 и др. источн.).


 

Источник:

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


 
 
© Храм Петра и Февронии,
г. Ростов-на-Дону,
2012-2019 г. г.
  Яндекс.Метрика